От младенца к взрослому человеку.

Человек приходит в этот мир беззащитным, неумелым, полностью зависимым существом и проходит много лет прежде он сам сможет заботиться о ком-то. Помогают ему в этом взрослые, которые каждый день трудятся для того, чтобы он становился человеком – самым необыкновенным существом на Земле.

И если еще лет 100 назад считали обыкновенным бить ребенка дубчиком по спине, то теперь применение телесных наказаний запрещено на законодательном уровне. Если раньше считалось правильным заставлять ребенка безропотно подчинятся взрослым, то теперь детей все чаще учат думать и принимать самостоятельные решения. Последний подход требует от родителей относится к ребенку не как к бездушному существу, которое надо вовремя покормить, заставить поработать и загнать в сарай, а как к личности, которой надо помочь развить свои способности, научить просчитывать последствия своих поступков, поддержать в трудную минуту, порадоваться его или ее успехам.

Отношения между родителями и ребенком при таком подходе к воспитанию проходят несколько этапов.

В возрасте от младенчества до 5 лет, когда ребенок еще не воспринимает долгие объяснения, родителям следует научиться максимально кратко объяснять что можно, а что нельзя делать малышу. Причем, сложные действия надо разделять на простые и озвучивать последовательно. Мозг маленького ребенка устроен так, что он не способен запомнить сразу много действий, поэтому порядок такой: дают одно указание – он его выполняет – дают следующее – и т.д. На все вопросы малыша отвечают максимально просто, в несколько простых предложений, но правдиво. Если ребенок спрашивает откуда он взялся, то не надо фантазировать про капусту или аистов. Можно просто сказать, что в больнице или в мамином животике иногда появляются малыши.

В возрасте от 5 лет до 10 лет ребенок уже готов воспринимать что такое хорошо, а что такое плохо, выбирать линию поведения, осознанно манипулировать окружающими. Родителю надо строить свое общение с ребенком так, чтобы он ощущал себя членом семьи, а не примитивным существом. Дети в этом возрасте очень активно познают окружающий мир, задают много вопросов, часто попадают в неприятности и принимают неправильные решения. Большинству родителей такие беспокойные дети не нравятся, поэтому они покупают им планшет или телефон, чтобы в доме были тишина и порядок. Проблема лишь в том, что и в более взрослые свои годы ребенок будет предпочитать посидеть за игрой, чем сделать уроки или получить новые знания. Очень важно в этом возрасте стать для своего ребенка коучем, который будет незаметно, но верно вести малыша к реализации его потенциала, развитию его способностей, поможет ему определить свое место в мире и семье.

Подросток, юноша – человек, у которого уже есть собственное мнение, собственный взгляд на различные вещи и события, определенным образом выстроенные отношения с окружающим миром, выставленные четкие границы собственного пространства, и дозволенного самому себе. Все попытки взрослых переубедить или заставить думать так, как думают эти самые взрослые, заканчиваются не просто ничем, но и еще большим отчуждении. Родителям надо научиться видеть в своем ребенке взрослого человека. Может это и несколько обидно, но это уже не ребенок, а скорее сосед, сожитель. Это следует учитывать, когда вы хотите о чем-то его попросить или недовольны его поведением. Тон просьбы или разговора должен быть не приказной. Иначе будьте готовы выслушать в свой адрес много приятного и услышать стук захлопнувшейся двери. По-прежнему, родитель должен стремиться быть коучем, наставникам для своего ребенка, а не душеприказчиком.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *